После того как я успешно оставил офисное кресло и выбрал весёлую и разнузданную жизнь фрилансера, поменялось многое: отношение к жизни, к деньгам, к собственному делу; появилась возможность путешествовать и быть мобильным. В таких свалившихся на меня благах я всерьёз задумался: каков он, успешный фриланс? Думал недолго и решил сформулировать семь принципов, позволяющих мне не только постоянно держаться на плаву, но и не терять самое ценное достояние свободных художников — лояльных и проверенных временем постоянных заказчиков.

Итак, к чему я пришёл…

1. Делайте лучше, делайте больше, делайте быстрее

Допустим, объём вашей задачи — 100 единиц. Сделайте его на 105. И не за пять дней, как договаривались, а за четыре с половиной. Особенно если вы во фриланс пришли недавно и тем более если вы уже устоявшийся профессионал. Отдавайте, делитесь, будьте трансляторами. Именно этот пункт позволил мне в кратчайшие сроки не просто выйти из офисной круговерти, но и уехать в длительное путешествие без обратного билета: мои заказчики ждали меня, пока я катался на мотоцикле по островам Индонезии или бродил по горам Непала. Доверие — это хрустальный шар, который очень тяжело восстановить, разбив однажды.

2. Несите ответственность за сделанную работу и данное слово

Логическое продолжение первого пункта. Накосячили с сайтом? Не отмазывайтесь, исправляйте. Дали слово выйти на связь в 13:00? Сообщите заказчику в 12:55, что готовы к беседе. Удивительно, сколько фрилансеров прогорает на такой простейшей вещи, как пунктуальность. Время — единственный невосполнимый ресурс, неуважение к которому ведёт прямиком в чёрные листы заказчиков.

3. Решайте задачи клиента, а не лезьте к нему в карман

Фрилансер — от слова free, то есть свободный. И чтобы нести это гордое имя, надо уметь правильно работать с клиентами. Слушайте того, кто пришёл к вам, выявляйте его боли, решайте его задачи. Заказчику не нужен сайт или текст, которые мы делаем. Ему нужно решение: увеличение объёма продаж, охват аудитории, движение трафика и так далее. Профессионализм — это внимательность, деньги приходят по мере нашей полезности рынку и обществу.

Один из самых частых вопросов новичка: «Сколько?»

Именно желание грести под себя, причитая «Моё, мне», как никакое другое, выдаёт в человеке непрофессионала.

Оно же и не даёт ему выйти за пределы всех известных бирж фриланса. Я тоже этим грешил поначалу. А чуть позже, когда немного прокачался, увидел, как по тем же граблям идут те, кому я начал делегировать часть своих задач.

4. Берите предоплату

Простейший принцип, который собирает внутренне и даёт подпитку для старта нового проекта. Плюс ко всему у вас возникает уверенность, что заказчик не срулит в момент, когда остаётся просто залить сайт на хостинг. Для меня лишь предоплата является гарантией начала работы, без неё я даже не открываю свой софт для разработки. Однако если вы новичок и портфолио у вас минимальное, лучше поработать на простых биржах типа Work-zilla, которая для всех сделок между сторонами выступает гарантом и арбитром. В дальнейшем, когда наработаете имя и портфолио, предоплата должна стать одним из основополагающих факторов взаимодействия.

При работе с постоянными заказчиками я часто этим правилом пренебрегаю. Устоявшиеся доверительные отношения позволяют сотрудничать по более гибким условиям вплоть до просьб пополнить Skype в счёт будущего исправления на сайте.

5. Полную оплату берите после завершения всей работы

Иногда попадаются заказчики, готовые выплатить всю сумму за работу ещё до её окончания. Вроде бы приятно, но… Тут есть очень тонкий момент: пропадает мотивация. Имея в кармане деньги, вы пытаетесь закрыть проект как можно быстрей. В связи с этим начинает страдать качество, появляется лень, чаще приходится пинками заставлять себя работать. Поэтому я всегда для себя оставляю морковку, которую возьму только по завершении работы. Хороший материальный бонус за успешное окончание.

6. Начните делать

Этот лайфхак я обнаружил для себя, ещё когда учился в универе. Назвал я его Правилом 10–15 минут, а позже узнал о том, что изобрёл свой собственный велосипед. ;)

Вся соль кроется в способе функционирования мозга: втянувшись в задачу, он потом просто не захочет переключаться на что-нибудь ещё.

Зато мозг всегда сопротивляется осознанным усилиям что-либо начать. Причём этот же принцип действует и в других жизненных сферах: начиная от починки крана на кухне, заканчивая выходами на тренировки или в походы. После успешного укрощения десятиминутной умственной строптивости мне вдруг стала понятна природа лени.

Лень — это отсутствие волевого усилия просто НАЧАТЬ!

7. Не бойтесь низкооплачиваемых заказов

Иногда в череде заказов наступает затишье. Старые проекты закрыты, а новые ещё не открылись. Можно выдохнуть… Выдыхаешь-выдыхаешь, а заказов всё нет. Потихоньку начинается раздражение, переходящее в панику: «А-а-а, нет заказов!!! А-а-а, скоро не будет денег!!! А-а-а, я пропаду!!! А-а-а, все умрут!!!» Как только я вижу проявления подобных истерик на ментальном уровне, я решаю устроить акцию. Иду на биржу и беру заказы со стоимостью на 30–50% ниже моих устоявшихся цен.

Цель такого мероприятия — снять блок мешающих чувств и впечатлений в собственном уме, чтобы вместо «А-а-а, нет заказов!» в нём транслировалось «Отлично! Заказ есть, работаем». Бонусом к данному приёму может быть и расширение зоны своих постоянных клиентов. Чем с большим количеством людей вы общаетесь, тем больше вероятности того, что о вас кто-то кому-нибудь расскажет. Однако я никогда не работаю бесплатно! Даже если не беру денег за свою услугу, то прошу что-либо сделать для меня взамен. Это позволяет вам и заказчику ценить время и усилия друг друга.

Самое удивительное, что этот приём в связке с первым пунктом работает почти безотказно: в восьми случаях из 10 у меня открывался поток заказов, который мог не прекращаться неделями. Видимо, правы эзотерики, говоря о прямом влиянии образа мышления на реальность, в которой мы живём.

Вместо заключения

Часть вышеописанных принципов я узнал от чудесных людей, научивших меня зарабатывать удалённо. Другая часть выработалась опытным путём, окрасившись в мою личную палитру. Но чем бы каждый из этих принципов ни был порождён и где бы ни был услышан, цель у них всех одна: сделать нас успешнее, осознаннее и эффективнее.